Все автомобилисты России знают, что перед вождением транспорта необходимо застраховать свою ответственность. Поездка без полиса может закончиться для водителя штрафным взысканием, а при попадании в ДТП по своей вине ему не уйти от оплаты ремонта пострадавшего авто. Кроме того, этот документ обязателен для постановки ТС на учет. Но что касается мотоциклистов? Предъявляют ли им аналогичное требование или они могут свободно ездить на своем двухколесном транспорте без обязательного полиса? И можно ли поставить мотоцикл на учет без страховки ОСАГО? В сегодняшнем материале мы рассмотрим эти вопросы, а также расскажем, как мотолюбителям приобрести страховку.
На какие мотоциклы необходимо оформлять ОСАГО?
Мотоциклы используются для езды по дорогам общего пользования, поэтому они относятся к категории транспорта, на которые необходимо оформлять полис ОСАГО. Однако это требование распространяется только на мототехнику с объемом двигателя свыше 50 куб. см. Транспорт с объемом двигателя меньше этого значения относят к мопедам (категория “М”). Покупать обязательное автострахование на мопед не требуется.
Отсутствие страховки во время управления мототранспортом повлечет за собой штраф. Водителю придется оплатить 800 рублей (или 500, если оформили полис, но не взяли с собой в дорогу). Пусть штрафы и могут показаться небольшими, но их могут неоднократно выписывать в течение одной поездки.

Однако самое страшное при езде без полиса – это возможное попадание в ДТП. Если столкновение произойдет по вине мотоциклиста, ему потребуется возместить весь ущерб пострадавшему автовладельцу. При наличии «автогражданки» эта обязанность переходит к страховщику. Таким образом, владелец двухколесного транспорта сможет сохранить свои средства.
Что нужно для постановки мотоцикла на госучет?
После приобретения двухколесного “скакуна” у мотолюбителя есть 10 суток, что зарегистрировать его в ГИБДД (если он был куплен за границей – в течение 5 суток). В случае опоздания с постановкой на учет, владельца могут ждать штрафы.
Однако требование о регистрации относится не ко всей мототехнике. Поставить ТС на учет нужно, если объем двигателя мотобайка превышает 50 куб. см и он способен ехать со скоростью более 50 км/ч. Исключением могут стать мотобайки, предназначенные и используемые для занятий мотоспортом. Но если на таких ТС планируют выезжать на обычные дороги, то их все же придется зарегистрировать в МРЭО.
Для постановки транспорта на учет необходимо подготовить следующие бумаги:
- документы, подтверждающие покупку мототехники или ее переоформление на другого собственника: ДКП, чек (при наличии);
- ПТС и СТС (при наличии);
- паспорт собственника ТС;
- квитанция об оплате госпошлины (необходимо уплатить 2350 рублей);
- заявление на регистрацию ТС;
- при транспортировке из другой страны таможенное свидетельство или декларация;
- оригинальный бланк ОСАГО.
Как вы можете заметить, постановка мототехники на учет без автостраховки невозможна. Если же мототранспорт относится к категории “М”, то полис для него не требуется. Также мопеды не нужно ставить на учет в ГИБДД.
Как купить ОСАГО на мотоцикл?
После приобретения мотоцикла на нем разрешается передвигаться в течение 10 дней без страховки. Этот срок специально отводится для покупки “автогражданки” и постановки транспорта на учет в ГИБДД. Приобрести обязательное автострахование на мототехнику можно точно так же, как и на автомобиль. Имейте в виду, что переоформить страховку бывшего собственника на нового невозможно.
Существует несколько способов приобрести автостраховку:
- В одном из филиалов страховой организации.
- У страхового агента, сотрудничающего с какой-либо СК.
- На сайте интересующего страховщика.
- На страховых маркетплейсах (у агрегаторов страховок).
Первый способ является традиционным. Вы можете направиться в один из филиалов интересующей вас организации, чтобы приобрести страхование вживую. Сотрудник организации поможет вам разобраться с покупкой и ответит на любые возникшие вопросы. После получения всех документов для вас рассчитают уникальную стоимость страхового полиса. Вы сможете сразу же оплатить документ, после чего вам выдадут бумажный бланк ОСАГО (БСО).
Если вы не хотите тратить время на поездку в офис страховщика, можно обратиться к страховому агенту. Этот специалист сможет проконсультировать вас по вопросам страхования дистанционно. Он является точно таким же экспертом, как и сотрудник, находящийся в офисе СК. При желании вы можете провести с ним встречу, но это необязательно для покупки страховки. Передав ему нужные документы, он сможет предоставить вам готовый полис.
Однако в 2025 году “автогражданку” получится приобрести и без посторонней помощи. Достаточно зайти на сайт страховщика и заполнить специальную форму для онлайн-оформления. Водитель может самостоятельно вписать сведения о себе и своем двухколесном транспорте. После этого программа рассчитает цену и предложит оплатить документ. После оплаты полис поступит на электронный адрес.
Аналогичным образом происходит оформление автострахования на маркетплейсах. Однако главным преимуществом такого способа является возможность узнать цены сразу в нескольких компаниях. При использовании агрегаторов данные о водителе и ТС отправляются в ряд страховых организаций, после чего каждая из них предлагает свою цену. Мотоциклисту останется лишь выбрать наиболее интересную СК и оплатить страховку по банковской карте. Вскоре после оплаты документ вышлют на e-mail. Воспользоваться услугами агрегатора вы можете прямо на нашем сайте.
Необходимо отметить, что при покупке автострахования через интернет, водителю предоставят электронный документ. Особенностью такой страховки является возможность скачивания ее на любое устройство. Сотрудники госавтоинспекции посчитают такой полис действительным. Также его можно распечатать. Бумажная страховка считается действительной только в оригинальном виде.
Имея на руках действительный полис ОСАГО, мотоциклист может направиться в ГИБДД для постановки транспорта на госучет. Когда срок страхования истечет, нужно будет приобрести полис повторно. С просроченным страховым документом пользоваться байком нельзя.
Какие документы потребуются для оформления ОСАГО?
Перечень документов, требуемых для оформления обязательного автострахования, одинаковый для всех страховых организаций. Перед оформлением “автогражданки” необходимо собрать следующие бумаги:
- паспорт (если страхователь и собственник являются разными людьми, то нужны документы обоих);
- в/у каждого мотоциклиста, который будет пользоваться ТС;
- документы на авто (ПТС или СТС);
- заявление на приобретение автостраховки (не требуется при покупке страхования в электронном формате).
Обращаем ваше внимание, что документ о прохождении техосмотра в 2024 году не требуется. Вам не могут отказать в продаже автостраховки без диагностической карты.
Стоимость полиса складывается из нескольких характеристик водителя и транспортного средства. В 2025 году тарифы и коэффициенты для мотоциклов в очередной раз пересмотрели. Это связано с тем, что мотоциклы — высокорисковый тип транспорта. Они чаще попадают в аварии и, как правило, получают более крупный ущерб в ДТП. Чтобы соблюсти баланс сборов и выплат, Центробанк обновил принцип ценообразования в ОСАГО для мотоциклистов.
В первую очередь, был расширен тарифный коридор для данного типа транспорта. По состоянию на март 2025 года, базовая ставка по ОСАГО для мотоциклистов может составлять от 259 рублей до 3043 рублей. Страховщики могут устанавливать более низкий тариф для аккуратных водителей, а для тех, кто часто становится виновником ДТП — наоборот более высокий. Позже базовый тариф перемножают на разные коэффициенты, в результате чего и получается итоговая цена. Хотя тарифный коридор и был снижен, как правило, это всегда приводит только к удорожанию страхования. Но без этого шага доступность страховки снижается — страховщики не хотят работать в убыток, поэтому часто могут отказывать в услуге. Конечно, по закону они не имеют на это права, однако в реальности подобные случаи совсем не редкость.
Кроме изменения тарифного коридора, для мотоциклистов разработали отдельную шкалу коэффициента возраста и стажа (КВС). Страховщики учитывают личные показатели водителя и устанавливают соответствующий коэффициент в зависимости от возраста и опыта вождения автомобилиста. Если для всех видов транспорта предусмотрена единая система расчета, то для мотоциклов разработали уникальную. Узнать свой КВС можно в таблице ниже.
Возраст/стаж | Без стажа | Стаж 1 год | Стаж 2 года | Стаж 3-4 года | Стаж 5-6 лет | Стаж 7-9 лет | Стаж 10-14 лет | Стаж более 14 лет |
16-21 год | 2,27 | 2,23 | 2,02 | 1,8 | 1,5 | — | — | — |
22-24 года | 2,23 | 2,23 | 2,02 | 1,73 | 1,49 | 1,44 | — | — |
25-29 лет | 2,01 | 2,01 | 1,81 | 1,57 | 1,35 | 1,29 | 1,17 | — |
30-34 года | 1,7 | 1,7 | 1,54 | 1,33 | 1,13 | 1,08 | 1,01 | 0,95 |
35-39 лет | 1,51 | 1,51 | 1,37 | 1,19 | 1,01 | 0,96 | 0,9 | 0,89 |
40-49 лет | 1,43 | 1,43 | 1,3 | 1,12 | 0,95 | 0,91 | 0,85 | 0,84 |
50-59 лет | 1,39 | 1,39 | 1,26 | 1,08 | 0,92 | 0,87 | 0,82 | 0,81 |
Старше 59 лет | 1,15 | 1,12 | 1,01 | 0,91 | 0,86 | 0,81 | 0,79 | 0,76 |
Также с 17 апреля 2025 страховщики начнут учитывать мощность мотоцикла при определении стоимости обязательной страховки. Размер коэффициента мощности (КМ) будет зависеть от мощности двигателя — чем больше лошадиных сил, тем дороже полис. Разным значениям мощности соответствуют разные размеры коэффициента:
- до 50 л.с. — 1;
- 50-60 л.с. — 1,11;
- 60-70 л.с. — 1,22;
- 70-80 л.с. — 1,35;
- 80-90 л.с. — 1,5;
- свыше 90 л.с. — 1,66.
Важно подчеркнуть, что мотоциклисты, у которых была действующая страховка на момент вступления изменений, ничего не должны доплачивать. Изменения распространяются лишь на новые полисы и на действующие, если в них будут вписывать новых водителей. Если же до окончания срока действия имеющегося полиса остается до 60 дней (включительно), то мотоциклисту продлят страховку по старым тарифам.
Подробнее о ценообразовании в обязательном автостраховании для всех остальных видов транспорта читайте в нашей статье о коэффициентах.
С какими трудностями могут столкнуться мотоциклисты при оформлении “автогражданки”?
У мотоциклистов часто возникают сложности со страхованием.. Дело в том, что страховщики считают этот вид транспорта высоко аварийным. Это означает, что по вине мотоциклиста с высокой вероятностью может наступить ДТП. В таком случае страховой компании придется возместить убытки пострадавшему, что безусловно невыгодно для самой СК. По этой причине страховщики всячески стараются избежать заключения договора страхования на мототехнику. А это уже может привести к трудностям с ее постановкой на госучет.
Пусть по закону они и не имеют права отказывать клиентам в продаже “автогражданки”, они всё же прибегают к различным уловкам. Если при оформлении полиса вам сообщают о каких-то неполадках в техническом плане, вероятнее всего компания пытается не допустить продажи автострахования. Подробнее о различных уловках страховщиков и о том, как добиться продажи полиса, читайте в нашем специальном материале.
говорят тарифы на ОСАГО для мотоциклов пересмотрели. теперь совсем заоблачные цены?
Добрый день!
Да, с 27 января при покупке ОСАГО на мотоцикл применяются новые тарифы и коэффициенты. Центральный банк России расширил тарифный коридор для мототранпорта с 324-2536 рублей до 259-3043 рублей. Но, как правило, расширение тарифного коридора означает, что страховщики будут использовать более высокую базовую ставку при расчете стоимости страховки.
Кроме того, для мотоциклов разработали отдельную шкалу коэффициента возраста и стажа (КВС). Ранее при расчете цены страховые компании использовали таблицу КВС, которая применяется и при страховании автомобилей.
Также чуть позднее ожидается использование коэффициента мощности (КМ) при расчете стоимости ОСАГО для мотоциклов.
Цены, конечно, выросли, но заоблачными все-таки не стали. Подчеркнем, что изменение цен коснется только новых страховок.
Да страховые вообще не хотят страховать мотоциклы. Я этой весной с десяток компаний объездил, всюду технические проблемы, ага. На агрегаторах тоже пусто. При этом за 7 лет ни разу в аварию не попал. Сил нет, пришлось страховаться на весь год. И вот с октября из-за морозов мотоцикл просто стоит в гараже. Ну зато с полисом, ух! Спасибо, конечно….
Добрый день!
Да, к сожалению проблема доступности ОСАГО для мотоциклистов стоит достаточно остро. Страховщики считают эту категорию транспорта высокоаварийной и опасаются потенциальных убытков. Увы, но из-за этого страдают даже порядочные водители. Для решения этой проблемы нужны значительные нормативные изменения и постоянный надзор над деятельностью страховых компаний. Но это скорее всего в дальнейшем отразилось бы на стоимости ОСАГО даже для аккуратных водителей. Сожалеем, что вам пришлось переплачивать за годовой полис. Будем надеяться, при продлении на следующий год таких проблем не возникнет.
неслабо так это отдать страховку за мотоцикл более 8ооо тысяч и поездить с мая по октябрь…страховая РЕСО…
Моему сыну 17, есть права А1, купил мотоцикл 125 кубов. В страховке вообще отказывают. Мотивируя тем что нет 18. Бред какой то, зачем права тогда с 16 лет выдают?
Добрый день!
Страхователем по ОСАГО может быть человек только старше 18 лет, но оформить ОСАГО все-таки можно. Оформлять документ должен кто-то другой (например, отец или мать), а ребенка можно записать в полис в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Но как я понимаю, здесь проблема кроется в другом. Страховые компании в целом крайне неохотно продают страховки на мотоциклы. Они считают этот вид транспорта очень аварийным и пытаются избежать возможных выплат в будущем. Аналогичная ситуация и с молодыми водителями — их часто разворачивают даже при страховании машины.
Если вы пробовали оформить ОСАГО сами и вписать туда сына, но вам все равно отказывают в предоставлении услуги, то здесь уже явно дело в страховой. В этом случае страховые компании не имеют права напрямую отказывать в страховании ОСАГО из-за возраста. Здесь уже рекомендую записать их отказ на диктофон или видео и обратиться с жалобой в Центробанк и Российский союз автостраховщиков.