Безопасность на дороге зависит от многих факторов. Одним из важнейших является исправное состояние автомобилей, допущенных к езде по городу. Удостовериться в правильной работоспособности авто можно при прохождении техосмотра – обязательной процедуры для большинства категорий транспорта. Данная услуга позволяет обнаружить скрытые дефекты авто, которые могут раскрыться на дороге и привести к плачевным последствиям. Но предъявляют ли требование о прохождении ТО к грузовикам и какие особенности ждут их в пункте осмотра? Разбираемся вместе с “Росстрахом”.
Нужно ли отправлять грузовики на технический осмотр?
Нынешнее законодательство гласит, что техосмотр является обязательным для большинства категорий транспортных средств. В настоящее время от прохождения этой процедуры освободили только обычных водителей, ездящих на мотоциклах или легковых автомобилях и не осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров. Согласно действующему регламенту, владельцев остальных категорий ТС эти изменения не затронули. В связи с этим, им по-прежнему требуется проходить эту процедуру. Для всех из них законом установлена разная периодичность осмотра, рассмотрим более детально:
- автомобили, используемые в служебных целях весом менее 3,5 т и возрастом от 4 до 10 лет – техосмотр проводится 1 раз в 2 года. При большем возрасте машину необходимо отправлять на осмотр каждый год. Для новых транспортных средств (до четырехлетнего возраста) проходить эту процедуру не требуется;
- автомобили автошкол – 1 раз в год;
- грузовой транспорт – 1 раз в год;
- автомобили для транспортировки пассажиров (в том числе специальные грузовики) возрастом менее 5 лет – 1 раз в год. Если авто эксплуатируется больше этого периода, то его нужно отправлять на осмотр каждые полгода;
- ТС для перевозки опасных грузов – каждые полгода.
Как следует из списка выше, грузовикам (категория N) следует проходить техосмотр каждые полгода или год в зависимости от целей использования и возраста транспортного средства. Если машина перевозит опасные грузы, то в пункт ТО придется ездить каждые полгода. Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, необходимо направлять на техосмотр каждый год, если они находятся в эксплуатации менее 5 лет. В противном случае – ежегодно. Ну а все остальные грузовики, которые используются для транспортировки грузов, следует отправлять на осмотр ежегодно. В 2024 году никаких изменений в этой области законодательства не запланировано.
Какие грузовики должны проходить техосмотр?
Все грузовые авто, вне зависимости от их марки и модели, должны проходить техосмотр с названной выше периодичностью. Эти требования актуальны как для отечественных брендов (ГАЗ, КАМАЗ), так и для иномарок. В этом вопросе важно лишь два нюанса:
- В СТС указан именно грузовой тип транспортного средства.
- Если в СТС указан легковой тип ТС и его владельцем является физическое лицо, то важно учитывать цель использования транспортного средства. Если водитель не занимается коммерческими перевозками, то техосмотр не требуется.
Имейте в виду, что если в СТС указывается грузовой тип, ТО придется пройти даже физлицу. Эта категория в любом случае должна проходить периодический осмотр на наличие неисправностей в работе систем, согласно российскому законодательству.
Наказание за отсутствие техосмотра на грузовик
Российское законодательство предусматривает наказание за игнорирование требования о прохождении техосмотра. Оно также касается и водителей грузовых транспортных средств. Автомобилиста могут оштрафовать за отсутствие диагностической карты, подтверждающей, что ТС прошло технический осмотр и в процессе не было обнаружено никаких дефектов и поломок. Без этой карты запрещается движение на ТС. Взыскание может выписать сотрудник ГИБДД, если остановит проезжающую машину и потребует предъявить документы. Также в 2024 году взыскание за отсутствие техосмотра может прийти с дорожных камер. В любом случае, размер взыскания составит 2000 р.
Важно знать, что выписывать штраф могут лишь 1 раз в сутки. Но если на следующий день вновь выяснится, что у водителя нет ТО, придется заплатить еще две тысячи. И так вплоть до момента пока процедура не будет пройдена. В любом случае техосмотр пройти дешевле, ведь стоимость этой услуги не превышает 1600 р. (а в большинстве регионов – не более 1000 р.) Следует понимать, что оштрафовать могут только владельцев транспортных средств, которым обязательно проходить ТО. Обычным гражданам на “легковушках” никакое наказание не грозит.
Отметим, что также существует штраф для юридических лиц. Если выяснится, что организация отправила грузовое транспортное средство в рейс без диагностической карты, юридическое лицо оштрафуют на 50000 р. Должностному лицу, ответственному за это действие, тоже придется платить, но с него возьмут только 500 р. Кроме того, юридическое лицо могут оштрафовать на сумму от 5 тыс. до 8 тыс. р., если оно допустило к рейсу ТС с неисправностями, с которыми запрещается пользоваться автомобилем.
Более детально тему штрафных взысканий за отсутствие техосмотра и прочие нарушения, связанные с этой сферой, мы раскрывали в соответствующем материале. В том числе там упоминается, какое наказание предусмотрено для недобросовестных операторов ТО и покупку фальшивых диагностических карт.
Как подготовить грузовое авто для прохождения техосмотра?
Перед поездкой на станцию техосмотра лучше самостоятельно провести хотя бы первичную диагностику технического состояния. ТС желательно подготовить к прохождению ТО, чтобы в дальнейшем не тратить лишние деньги на повторный осмотр. Дело в том, что при обнаружении каких-либо недостатков, в выдаче диагностической карты откажут и придется заплатить за повторный техосмотр грузовика.
Для начала стоит оценить визуальное состояние автотранспорта. Например, одна из наиболее частых причин, по которым транспортное средство может не пройти ТО, кроется в проблемах с ветровым стеклом. Если на нем есть трещина, препятствующая обзору шофера, или нанесена слишком темная тонировка, техосмотр грузовика пройти не получится. Также стоит заранее подготовиться и снять все стикеры и аксессуары, прикрепленные к лобовому стеклу. Подробнее о требованиях к ветровым стеклам при техосмотре автомобилей мы писали в отдельном материале. Обращаем внимание, что трудности могут появиться и при иных физических повреждениях корпуса ТС. На нем не должно быть следов коррозии или вмятин. Да и в целом автомобиль должен быть приведен в презентабельный вид, поэтому заранее следует хорошо его отмыть.
Отдельное внимание уделите работе технической составляющей – особенно тормозов и руля. Безусловно, без нужного оборудования не удастся наверняка проверить исправность их работы. Однако, серьезные дефекты будут заметны в любом случае. Внимательно проверьте то, насколько эффективно работает система тормозов. Между тормозными силами колесных осей возможны лишь минимальные различия. Кроме того, не должно происходить утечек сжатого воздуха из тормозных камер. Все это нужно проверить, чтобы знать, как тормозная система поведет себя на дороге.
Что касается руля, то автомеханики будут смотреть на наличие люфта. Если для поворота машины приходится наклонять руль сильнее, чем это должно быть, у водителя могут возникнуть проблемы с прохождением ТО. Согласно нынешним нормам, максимально допустимый люфт составляет 10°.
После проведения самостоятельной диагностики можно переходить непосредственно к поездке на станцию техосмотра. Перед этим необходимо собрать документы, без которых пройти эту процедуру не получится. В их число входят:
- паспорт человека, который привез на техосмотр грузовой автомобиль;
- если человек, доставивший автотранспорт в пункт ТО, не является его владельцем, то для прохождения процедуры потребуется заранее получить доверенность у собственника;
- документы на машину: СТС и ПТС.
О том, где по закону можно пройти техосмотр, мы расскажем далее.
Какие детали будут проверять на техосмотре грузовика?
Техосмотр грузовиков и прочих ТС проводится по специальным правилам, закрепленным в законе. К автомобилям предъявляют ряд требований, чтобы не создавать угрозу безопасности во время движения. Порядок проведения ТО может отличаться в зависимости от категории ТС. Специалисты проведут диагностику и установят, какие запчасти износились, и адекватно ли работают все системы. Давайте рассмотрим, на какие нюансы будут обращать внимание эксперты:
- целостность лобового стекла и исправность работы “дворников”;
- состояние колес и покрышек;
- работоспособность системы тормозов;
- исправное управлением рулём;
- удовлетворительное состояние двигателя;
- рабочие осветительные приборы;
- отсутствие следов утечки технических жидкостей;
- отсутствие следов коррозии на автозапчастях;
- наличие рабочего тахографа.
Для всех пунктов прописаны определенные условия, при которых автомобиль сможет пройти осмотр. При обнаружении каких-либо проблем пройти техосмотр не удастся. Вместо этого водителя отправят на станцию техобслуживания для исправления недостатков. На это отводится срок в 20 дней. Если уложиться в него и вернуться в пункт ТО, получится провести повторную диагностику по сниженной цене. Но если этот срок истечет, то водителю придется обращаться за техосмотром грузовика заново. В этом случае потребуется заплатить за процедуру полную стоимость.
Отдельно необходимо указать, что в первую очередь автомеханики проверяют VIN-номер автомобиля, а также номер кузова. Если сведения, написанные на автозапчастях не соответствуют информации в документах на авто, вам откажут в проведении процедуры.
Требования к тахографу грузовика
Одна из важнейших особенностей при прохождении техосмотра грузовика – это проверка работоспособности тахографа. Так называют специальное оборудование, предназначенное для отслеживания некоторых параметров автотранспорта. Например, это устройство запоминает скорость, с которой двигалось транспортное средство, а также считает время непрерывной езды. Его установка обязательна для некоторых категорий ТС, включая грузовые автомобили.
Тахографы используются для отслеживания того, какое количество времени отдыхал водитель. Из-за усталости у автомобилиста снижается скорость реакции, что может привести к аварии. Для контроля за этими показателями и устанавливают дополнительное оборудование. Система этого прибора собирает всю информацию о движении на запоминающее устройство.
Чтобы успешно пройти техосмотр грузовика, тахограф должен соответстветствовать ряду требований. Причем они отличаются в зависимости от того, будет ли грузовой автомобиль выезжать за пределы России. Для тахографов грузовиков, задействованных в грузоперевозках внутри страны, предъявляют следующие требования:
- Устройство должно быть откалибровано не позже, чем за 3 года до проведения технического осмотра.
- Тахограф должен печатать данные о транспортном средства, номер активированного блока СКЗИ, а также актуальную дату.
- Сведения о метрологической поверке устройства должна содержаться во ФГИС «АРШИН».
Если грузовой автомобиль будет перевозить грузы между странами, то требования к нему немного отличаются (ЕСТР):
- Калибровка прибора должна была проводиться не позже, чем за 2 года до проведения ТО (вместо трех лет внутри страны).
- На устройстве должен быть знак официального утверждения типа, согласно требованиям Евросоюза.
- На оборудовании или на самой машине должна располагаться таблица со сведениями о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения. Среди прочего, на ней должна быть информация об эффективности окружности шин вместе с датой замеров.
Водителям важно знать, что сведения об этом приборе специалисты отразят в диагностической карте. Однако, есть и список исключений, при которых тахограф не устанавливают на транспортное средство. Это касается спецтехники, машин госслужб, военных автомобилей и сельскохозяйственных ТС.
Где можно пройти техосмотр грузовика и сколько стоит эта услуга?
Услуги техосмотра могут предоставлять только операторы, получившие соответствующую аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Полный перечень пунктов ТО с их адресами можно найти на сайте ассоциации страховых компаний. В базе содержатся все операторы, зарегистрированные в России. Водитель может выбрать любой из имеющихся пунктов. Имейте в виду, что прохождение техосмотра на неаккредитованной станции не будет признано действительным. Сторонние автосервисы, которых нет в перечне операторов ТО на сайте РСА, не имеют доступа к ЕАИСТО (база, в которой содержатся сведения об автомобилях, получивших диагностическую карту).
Важно отметить, что стоимость этой услуги отличается от региона к региону. Цену на нее устанавливают региональные власти, поэтому в разных частях страны за нее придется платить по-разному (в пределах 2 тыс. р.) При этом ФАС установило минимальные значения цен, которые могут устанавливать операторы. В 2023 году россиянам за техосмотр приходилось платить как минимум 913 р. В 2024 году это значение планируют проиндексировать в соответствии с уровнем инфляции, однако о точном изменении цен пока не сообщается.