По состоянию на 2024 год, компенсационные выплаты по ОСАГО производит в упрощённой форме. Для этого требуется обратиться напрямую в компанию, в которой застрахован пострадавший. Этот метод носит название “безальтернативное ПВУ” (расшифровка: прямое возмещение убытков). Раньше обращения по страховым случаями рассматривала компания виновного автомобилиста, что было не совсем удобно для пострадавшей стороны. Новую систему ввели для ускорения и облегчения этого процесса. В нашей статье мы расскажем об особенностях ПВУ в страховании ОСАГО и в каких формах происходит урегулирование.
Что такое ПВУ в страховании ОСАГО?
Прямое возмещение убытков – это процесс, который позволяет после ДТП урегулировать убытки по ОСАГО в своей компании. То есть для получения выплаты нет необходимости идти к страховщику виновного автомобилиста. Благодаря данной системе, лица, которые получили ущерб, могут рассчитывать на выплату в короткие сроки и без лишних трудностей. При этом страховщики виновника и пострадавшего позже решат денежный вопрос между собой — первая компания направит средства второй. То есть фактически за ущерб все равно платит страховая, застраховавшая авто виновника. Просто ПВУ упрощает весь процесс для потерпевшего. Преимущества этого механизма заключаются в быстрой обработке заявлений, минимизации бюрократических процедур и удобстве для пострадавшего автомобилиста.
Возмещение производится в полном объеме по всем правилам обязательного страхования авто. Максимальная сумма, на которую могут рассчитывать пострадавшие в аварии — 400 т. р. (за ущерб имуществу). Ущерб могут компенсировать в двух формах: заплатив деньгами или отремонтировав машину.
Воспользоваться системой ПВУ в обязательном автостраховании можно даже в случае ДТП с участием трёх и более машин. Все пострадавшие смогут обратиться к своему страховщику, чтобы заявить об убытках.
Чтобы воспользоваться этим методом возмещения, необходимо соблюдение нескольких условий:
- Компенсация по ПВУ производится исключительно в том случае, если в аварии нет вины потерпевшего.
- У обоих участников столкновения должен быть полис ОСАГО.
- Ущерб причинен только автомобилю, люди остались целы. Также вред не был причинен имуществу посторонних лиц.
- В аварии был контакт двух или более авто. Под контактом подразумевается не только столкновение, но и падение предмета из одной машины с попаданием в другую.
Если один из перечисленных пунктов не совпал, то о ПВУ в ОСАГО можно забыть. В этом случае необходимо действовать “по-старинке’’ — обращаться в страховую организацию виновника.
Принцип работы прямого урегулирования убытков
Представим, что вы попали в ДТП. В вашу машину въехал другой водитель, оставив вмятину на бампере. Вашей вины в произошедшем нет. Вы оформляете аварию одним из доступных способов: либо с привлечением сотрудника ГИБДД, либо воспользовавшись европротоколом. Второй вариант позволит быстрее оформить документы, однако для этого требуется соблюдение ряда условий:
- в аварии не должно участвовать больше 2 ТС;
- у обоих водителей есть ОСАГО;
- ущерб нанесен только машине;
- ущерб не превышает 100 тыс. р. (если провести фотофиксацию повреждений и у водителей не будет сомнений касаемо вины, то выплачивают до 400 тыс. р.)
Имея на руках документ о ДТП, пострадавший и виновник должны пойти в свои страховые компании. То есть туда, где каждый из них приобрел страховку. Страховщик потерпевшего займется рассмотрением дела, осмотрит транспорт и рассчитает размер убытков. После этого она либо направит клиента в один из своих автосервисов, либо выплатит ему какую-то сумму для восстановления автомобиля. Но после отправки выплаты страховщик свяжется с компанией, застраховавшей виновника случившегося. И та будет вынуждена возместить выплаченную сумму. Но этот денежный обмен никак не затронет потерпевшего — этот процесс пройдет уже без его участия.
Как определяется метод возмещения убытков?
Метод возмещения по ОСАГО может осуществляться в одной из двух форм: компания отремонтирует повреждённый транспорт или перечислит средства на счет. Ремонт является приоритетным типом возмещения. Денежная выплата производится в отдельных случаях при согласии клиента и организации. Законом предусмотрены следующие основания, когда по ПВУ производится перевод средств:
- машина не подлежит восстановлению;
- ремонт авто обойдется дороже, чем в 400 т. р., а клиент не готов доплатить;
- поблизости к месту жительства клиента нет СТОА, сотрудничающих с его страховщиком, а сам потерпевший отказывается ремонтировать машину в другом автосервисе.
При этом сумма ущерба в обоих случаях считается одинаково. Вот только при выборе денег ее выплатят лишь частично — из нее вычтут износ ТС.
В чем плюсы безальтернативного прямого возмещения убытков?
Появление безальтернативного ПВУ значительно упростило процесс получения положенной выплаты для всех застрахованных по ОСАГО. После запуска этого инструмента автолюбителям больше не требуется разбираться со страховой виновника. То есть у потерпевшего больше нет нужды обращаться в филиалы другой организации — все можно сделать в той СК, где потерпевший купил свой полис.
Кроме того, у водителей появился еще один аспект, по которому они могут выбирать страховщика по ОСАГО. Стоимость полиса пусть и остаётся ключевым показателем для выбора организации, но не менее важным является и качество предоставляемых услуг при наступлении страхового случая.
Как было раньше | Как сейчас |
После ДТП пострадавший шел в страховую организацию виновника. Именно она организовывала оценку повреждений и восстановление авто. При этом страховщик потерпевшего не участвовал в этом процессе. Он лишь выдавал полис страхования, чтобы защитить своего клиента, если тот устроит ДТП. | После попадания в аварию пострадавший человек должен связаться с компанией, в которой он купил ОСАГО. Именно его страховщик произведет компенсацию. После страховщик причинителя вреда возместит эту сумму первой компании.Однако, если у пострадавшего не было ОСАГО, ему остается действовать как раньше. Нужно будет узнать о страховщике виновного лица, после чего придется идти непосредственно в эту организацию. |
Что делать, если у одного из участников ДТП не было “автогражданки”?
Если страховки не оказалось у кого-либо из участников аварии, то система ПВУ окажется недоступна — воспользоваться этим механизмом не выйдет. Дальнейшие действия после ДТП зависят от того, у кого не оказалось полиса.
Если полиса страхования не оказалось у потерпевшего, то компенсацию все равно выплатят. Только займется этим СК виновного водителя. В этом случае процесс будет проходить по старому сценарию. Если же полиса не было у виновника, то тут ситуация становится гораздо сложнее. В данном случае все расходы ложатся на него. Если повезет, то он возместит ущерб в добровольном порядке. Но зачастую этого не происходит, поэтому остается только судиться.
да сейчас уже толком не ремонтируют машины, страховые ограничиваются выплатами. запчастей нет, да и им выгоднее деньгами отдать. минусуют износ, в итоге платят копейки. страховые, конечно, хорошо устроились
Добрый день!
Увы, но дефицит автозапчастей часто не позволяет компаниям ремонтировать машины. Они попросту не могут дождаться поставок деталей в установленные роки. Недавно эти сроки увеличили, поэтому возможно ситуация несколько изменится. А пока приходится мириться с выплатами, которые действительно зачастую оказываются достаточно низкими. Цены в справочниках автозапчастей РСА далеки от тех, по которым детали продаются на самом деле. Все из-за учета аналогов оригинальных комплектующих, которые оказываются дешевле тех, что создают сами автопроизводители.