Работа многих предприятий в России зависит от поставок различных товаров и материалов, перевозка которых осуществляется с помощью грузового транспорта. Чтобы такие машины могли выезжать на дорогу, их необходимо застраховать по программе ОСАГО. Однако принцип оформления полиса на грузовики немного отличается от страхования легковых авто. Так, чаще всего их страхуют именно юрлица. Сегодня мы поговорим об особенностях страхования транспорта, используемого для грузоперевозок, ценообразовании в этом сегменте и о трудностях, с которыми сталкиваются страхователи.
Нужно ли страховать грузовики по ОСАГО?
В законе “Об ОСАГО” (N40-ФЗ) перечислены категории транспорта, водители которых обязаны застраховать свою автогражданскую ответственность. Среди них также значатся и грузовики. Для грузовых автомобилей, часто находящихся в интенсивном движении как на трассах, так и в городских условиях, наличие ОСАГО является особенно важным. Использование такого транспорта без полиса влечет за собой штрафные санкции. С водителя могут взыскать:
- 500 рублей, если он сам не вписан в документ;
- 800 рублей, если на используемый транспорт вовсе не оформлялся полис страхования.
Кроме того, если незастрахованный водитель грузовика причинит убытки посторонним, все расходы на восстановление и лечение он будет покрывать сам. Наличие “автогражданки” избавляет автомобилиста от необходимости расплачиваться за нанесенный ущерб в рамках страховых лимитов:
- до 400 т. р. — на восстановление поврежденного автомобиля или иного имущества;
- до 500 т. р. — на лечение пострадавших пассажиров, пешеходов и водителей.
Страховая компенсация положена исключительно потерпевшей стороне при наличии полиса у виновника. То есть на возмещение от страховщика можно рассчитывать лишь в том случае, если страховка была у виновника происшествия. А виновному водителю в любом случае придется чинить свою машину за собственные деньги.
Как застраховать грузовик по ОСАГО?
Прежде всего, необходимо выбрать страховую компанию, которая предоставляет услуги по оформлению ОСАГО. Если у страховщика есть соответствующая лицензия, то он может страховать любые виды транспорта, включая грузовые авто. Вы можете обратиться в страховую организацию напрямую, заглянув в отделение, либо приобрести страховку онлайн на сайте компании. Среди других вариантов — обращение к надежному страховому агенту или использование онлайн-маркетплейсов для сравнения цен на услугу в различных компаниях.
Определившись с компанией, займитесь подготовкой документы для оформления ОСАГО. Список бумаг, необходимых для заключения договора страхования, включает:
- документы на авто (СТС или ПТС);.
- водительские права лиц, которые в будущем будут садиться за руль грузовика;
- паспорт собственника грузового авто;
- паспорт лица, оформляющего страхование;
- заявление на оформление страховки ОСАГО (не требуется при покупке полиса онлайн).
Как правило, грузовики покупают юрлица для служебных целей. Для них пакет документов несколько шире. Дополнительно к перечисленным выше бумагам потребуются:
- сведения о юрлице: выписка из ЕГРЮЛ и ИНН;
- доверенность, наделяющая лицо полномочиями по покупке ОСАГО от лица юридического лица. В документе обязательно должно быть указано наименование организации, срок действия доверенности, сведения о сторонах, подпись руководителя и печать.
- паспорт человека, у которого, согласно доверенности, есть полномочия на приобретение полиса.
После подачи заявления производится оплата страховой премии. Сумма страхового взноса зависит от ряда факторов, включая максимальную массу грузового авто, стаж водителя, его историю аварийности и других. После оплаты клиенту выдадут страховой полис ОСАГО на его грузовой автомобиль. Если страховка оформлялась в офисе страховщика, то документ будет на бумажном носителе. А если человек покупал полис через интернет, то на его почту вышлют электронную версию полиса. Также документ будет доступен в личном кабинете на сайте страховой компании.
Чтобы купить автостраховку по самой выгодной цене, рекомендуем воспользоваться нашим онлайн-сервисом. Просто укажите сведения об автомобиле и водителе, после чего эти данные будут направлены сразу в несколько страховых организаций. Каждая из них обработает сведения и рассчитает уникальную стоимость. Страхователю останется лишь выбрать наиболее интересный и выгодный вариант. Когда транспорт застрахуют, им можно будет беспрепятственно пользоваться на протяжении всего срока действия полиса (стандартно — год). По окончании срока действия необходимо купить новую автостраховку.
Нужен ли техосмотр для страхования грузовика по ОСАГО?
Диагностическая карта больше не требуется при покупке ОСАГО. Документ не требуют ни на один из видов транспорта, то есть страховать грузовые автомобили можно и без этого. Также отсутствие техосмотра не может стать причиной для отказа в выплате страховой компенсации.
Однако, это не значит, что грузовики не должны проходить техосмотр. Напротив, для них эта процедура обязательная. Причем это касается как физических, так и юридических лиц.
Периодичность прохождения техосмотра для грузовиков разнится в зависимости от целей использования транспорта:
- транспорт, используемый для транспортировки опасных грузов — 1 раз в 6 месяцев;
- для грузовиков, весом до 3,5 т и возрастом менее 4 лет (категория N1) техосмотр не требуется. Если грузовой автомобиль старше 4 лет, техосмотр требуется проходить 1 раз в 24 месяца. Если возраст грузовика превышает 10 лет, то техосмотр нужно проходить 1 раз в 12 месяцев;
- грузовики, весом более 3,5 т (категория N2 и N3) проходят техосмотр 1 раз в 12 месяцев;
- специальные грузовые автомобили для пассажироперевозок, которые эксплуатируются менее 5 лет — 1 раз в 12 месяцев. После достижения возраста в 5 лет, такие грузовики нужно предоставлять в пункт техосмотра 1 раз в 6 месяцев.
Без своевременно пройденного техосмотра пользоваться грузовым транспортом запрещается. Если сотрудники госавтоинспекции обнаружат, что грузовик не проходил технический осмотр, водителя могут оштрафовать на 2000 р. Для юрлиц штрафы гораздо жестче. Так, если организация отправит в рейс грузовик без актуальной диагностической карты, ее могут оштрафовать на 50000 р. Также инспекторы ГИБДД оштрафуют и должностное лицо, которое допустило выезд непроверенного транспорта. Однако для последнего штраф будет ниже — всего 500 р. Штраф для юрлица может оказаться выше на 5000-8000 р., если выяснится, что у грузовика без техосмотра были какие-либо технические неисправности, с которыми запрещается использовать ТС.
Сколько стоит ОСАГО на грузовик?
Стоимость ОСАГО всегда рассчитывается индивидуально с учетом характеристик автомобиля и водителя. Узнать точную цену можно только при обращении в страховую компанию. Причем каждая организация предложит уникальную цену.
После обращения страховщик оценит клиента и установит подходящий базовый тариф. Это единственный показатель, который страховые организации могут устанавливать сами при страховании по ОСАГО. При этом Центробанк ограничивает минимальное и максимальное значение базового тарифа. Для разных видов транспорта эти границы также отличаются. Для грузовиков его могут установить в размере:
- от 1163 до 9934 рублей, если масса грузовика составляет менее 16 тонн;
- от 1752 до 14957 рублей, если масса грузовика превышает 16 тонн.
Страховщики устанавливают базовый тариф, опираясь на различные показатели водителя. И дополнительно выбранное ими значение перемножается на ряд страховых коэффициентов. Каждый из них зависит от различных показателей водителя и авто, поэтому сама компания не вправе менять их.
Покупая страховку на грузовое авто, стоит готовиться к достаточно высокой стоимости. Цены на страхование данного вида транспорта обычно оказываются сильно выше из-за высокой частоты попадания в ДТП. Кроме того, грузовики из-за большой массы зачастую причиняют более серьезный ущерб при столкновении. Это значит, что страховщику придется выплачивать потерпевшему гораздо большую компенсацию.
Могут ли отказать в страховании грузовика?
Как правило, грузовые авто относят к категории высокорискового транспорта. Отсюда вытекают и все проблемы, актуальные для таких транспортных средств. Страховщики считают сегмент грузовых автомобилей убыточным, а следовательно не желают с ним работать. Причин для этого несколько:
- Зачастую грузовики используются для перевозки товаров на длинные дистанции между городами или даже регионами. Таким образом, они проводят в дороге гораздо больше времени по сравнению с обычными автомобилями физлиц. Результатом этого становится повышенный износ и частые попадания в аварию.
- Из-за долгих поездок водители сильно устают. Их концентрация заметно снижается, что безусловно становится проблемой при вождении. Переутомление шофера также может стать причиной аварии.
- Восстановление грузового транспорта обычно обходится значительно дороже в сравнении с обыкновенными легковыми машинами.
Несмотря на это, закон не дает права страховым компаниям отказывать клиентам в страховании. По закону, любому желающему должны предоставить возможность купить ОСАГО. И пусть юридически на отказы наложен запрет, страховщики все равно пользуются различными уловками, чтобы вынудить клиента обратиться в другую организацию. Такие практики тоже считаются недобросовестными, однако доказать, что это был именно отказ, обычно бывает непросто.
Всего есть несколько причин, по которым клиенту могут легально отказать в страховании грузового транспорта:
- В компанию были предоставлены не все требуемые документы.
- Произошел сбой на сервере РСА, из-за чего у страховщика не выходит установить связь.
Причем недобросовестные страховые компании часто ссылаются на вторую проблему, даже когда никаких сбоев на самом деле не было. Страховщики пользуются десятками различных махинаций, чтобы избежать сотрудничества с потенциально убыточным клиентом. С такой практикой приходиться сталкиваться и юридическим, и частным лицам. В случае отказа в страховании по какой-либо причине, не названной выше, компанию могут оштрафовать на 50 т. р., а также обяжут ее продать полис.
О самых популярных методах нечестного отсеивания клиентов мы рассказывали в специальном материале, посвященному отказам в страховании ОСАГО. Ознакомьтесь с полной статьей, чтобы узнать о них подробнее. Также в статье мы описали порядок действий, если страховщик все же отказывает в продаже полиса.