Top.Mail.Ru
Проверено
5.0
Статьи о страховании
13 мин.
232

Все изменения в ОСАГО в 2025 году — это нужно знать каждому водителю

Последняя редакция статьи: 11:43, 1 апреля 2025 г.

2025 год принес существенные изменения в ОСАГО, которые затронут практически каждого владельца ТС. В этой статье мы собрали все ключевые изменения, связанные с обязательным автострахованием. Давайте вместе рассмотрим, что нового принес этот год автомобилистам!

За вождение без ОСАГО начали штрафовать на сумму до 5 тыс. рублей

В России ужесточили наказание за езду без ОСАГО — был введен полностью новый штраф. Если раньше в случае отсутствия страховки можно было отделаться штрафом в размере до 800 рублей, то теперь все немного иначе.

Старые штрафы остаются такими же:

  • забыл полис дома — 500 рублей;
  • за рулем сидел не застрахованный водитель, но авто было застраховано — 500 рублей;
  • страховка на транспорт не оформлялась вовсе — 800 рублей.

Однако к ним добавили еще один. Если в течение последнего года водителя ранее уже привлекали к ответственности за езду без страховки, то ему уже придется заплатить штраф от 3 до 5 тыс. рублей. Это серьезное увеличение, которое должно заставить водителей задуматься о своевременном оформлении страхового документа.

Напомним, что ограничения на периодичность выписывания таких штрафов не прописана законом. Водителя могут оштрафовать несколько раз даже в течение одной поездки. Поэтому теперь езда за рулем без обязательного полиса автострахования станет еще менее выгодной.

Почему были сделаны такие изменения? Государство хочет стимулировать водителей к ответственному поведению на дорогах. Отсутствие страховки — это административное правонарушение. Кроме того, это негативно сказывается на защищенности других участников движения в случае аварии. Так что, если раньше вы игнорировали требование закона об ОСАГО, то теперь вы рискуете попасть на крупный штраф (примерно половина средней стоимости полиса).

Урегулировать убытки по ОСАГО теперь можно прямо на сайте СК

С начала текущего года россияне получили возможность отправлять электронные заявления на возмещение по ОСАГО на сайте или в приложении своей страховой. Причем страховщиков именно обязали предоставить такой функционал.

Подчеркнем, что само электронное урегулирование уже работает какое-то время. Автовладельцы и раньше могли отправить заявление онлайн, но только с несколькими нюансами: прежде это было доступно только на сайте “Госуслуг” и только по тем ДТП, которые оформляли по европротоколу. Но с 1 января аналогичный функционал появился на сайте каждой страховой, работающей на рынке ОСАГО. Более того, они должны принимать через интернет заявления по всем авариям (даже если ее оформил сотрудник ГАИ).

Все изменения в ОСАГО в 2025 году - это нужно знать каждому водителю

Чтобы воспользоваться новым функционалом, нужно:

  1. Открыть сайт или приложение СК, с которой вы сотрудничаете.
  2. Войти в личный кабинет (в некоторых СК можно авторизоваться через “Госуслуги”).
  3. Собрать и отсканировать нужные документы.
  4. Найти соответствующую форму и заполнить ее, приложив отсканированные бумаги.

Если каких-то документов не окажется, при желании потерпевший может донести их в офис компании, а не отправлять. Отметим, что осмотр транспорта могут провести удаленно, однако страховщик имеет право потребовать привезти машину для очной оценки повреждений. 

Страховщики начнут внедрять в свои приложения функционал для оформления европротокола

Россияне смогут оформлять европротокол после ДТП по-новому — через мобильные приложения страховых организаций. Закон о реализации данной системы уже был принят и подписан президентом. Это нововведение должно сильно упростить жизнь автовладельцам, предоставив альтернативу в оформлении аварии.

Раньше для упрощенной фиксации ДТП нужно было заполнять бланки или использовать специализированные приложения: “Помощник ОСАГО” или “Госуслуги.Авто”. Однако их функционал решили распространить и на приложения страховщиков — для этого им разрешат подключаться к ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации).

Изменения вступили в силу с момента подписания закона, однако страховым потребуется некоторое время на реализацию и внедрение этого функционала. Отметим, что при желании водители смогут пользоваться и старыми способами оформления европротокола (как на бумаге, так и через другие приложения).

В самом европротоколе нужно подробно заполнить данные о ДТП (место, время, обстоятельства), нарисовать схему аварии и по возможности прикрепить фотографии поврежденной машины. Этот способ особенно удобен, если ДТП оказалось незначительным, и вы хотите сэкономить время.

Важно помнить, что европротокол можно оформить только при соблюдении условий:

  1. В ДТП участвовало не более двух ТС.
  2. У обоих автомобилистов есть ОСАГО.
  3. Люди не пострадали.
  4. У участников ДТП нет разногласий.

Максимально при оформлении ДТП по европротоколу можно получить 400 тыс. рублей. Однако для этого нужно сфотографировать повреждения машины, прикрепить фото к заявлению и отправить их страховщику в течение 1 часа с момента столкновения. Если какие-то из условий не будут выполнены, то потерпевшему смогут выплатить не более 100 тыс. рублей.

То же самое произойдет, если между автовладельцами будут какие-либо разногласия. Но в этом случае мы рекомендуем вызвать ГАИ.

Камеры начнут проверять наличие страховки у автомобилистов

Страховщики уже многие годы обсуждают запуск проверки наличия обязательной автостраховки у водителей через дорожной камеры. Это нововведение призвано усилить контроль за соблюдением закона и сократить количество незастрахованных автовладельцев. По разным причинам инициативу долгое время откладывали, однако в 2025 году ее решили запустить в тестовом режиме в нескольких регионах: Москве, Свердловской и Волгоградской области. Напомним, что ранее в столице уже проводили тесты данной системы.

Первое время нарушителям без ОСАГО, опознанным по камерам, не будут рассылать штрафы. Вместо этого им направят уведомления через “Госуслуги” о необходимости застраховать свою ответственность. Согласно последним сообщениям, автоматическая рассылка штрафов с камер ожидается не раньше, чем со второй половины 2026 года.

Страховщики рассказали, что камеры будут проверять каждую проезжающую машину. Изначально система должна была работать иначе: проверка страховки инициировалась бы только при фиксации какого-то нарушения на дороге (например, после превышения скорости).

В прошлом году в РСА заявляли о начале проверок с 1 марта. Однако вспоминая аналогичные обещания, озвученные раньше, нельзя исключать, что эту дату вновь сдвинут.

ОСАГО больше не нужно для постановки авто на учет

С 1 марта в России больше не требуют ОСАГО для регистрации транспорта. Теперь страховка не входит в список документов, необходимых для постановки машины на учет. Это нововведение призвано упростить процедуру регистрации и снизить бюрократическую нагрузку на автовладельцев.

Теперь список необходимых документов выглядит следующим образом:

  • паспорт собственника;
  • СТС и ПТС;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • диагностическая карта о прохождении техосмотра, если транспорт старше 4 лет.

Однако это нововведение не освобождает водителей от обязанности оформить обязательную автостраховку. Езда без полиса по-прежнему будет наказываться штрафами.

Все изменения в ОСАГО в 2025 году - это нужно знать каждому водителю

Представители страховых компаний считают, что такой шаг может привести к снижению числа застрахованных водителей на дороге. Требование к предъявлению полиса в ГАИ для регистрации авто вынуждало даже недобросовестных автомобилистов застраховать свою ответственность. Без обязательной проверки они могут проигнорировать требование закона. Но поиск нарушителей через камеры и появление нового штрафа должны сгладить эту ситуацию.

Новые коэффициенты и тарифы по ОСАГО для некоторого транспорта

В конце января Центробанк скорректировал тарифы и некоторые коэффициенты по ОСАГО. Для троллейбусов, трамваев и автобусов тарифный коридор расширен на 11,57% в обе стороны, а для мотоциклов и грузовиков с массой до 16 т — расширили на 20%. Это означает, что страховые компании смогут устанавливать более гибкие цены на полисы для этих видов транспорта.

Хотя страховщики теперь и могут устанавливать как более высокие, так и более низкие тарифы, как правило, подобные изменения приводят именно к подорожанию страхования. Однако так страховщикам не придется перекладывать убытки из-за аварийных водителей на осторожных автомобилистов.

Кроме того, Центробанк установил новые коэффициенты для разных регионов. Например, в Крыму, Дагестане и Омской области коэффициенты выросли, что приведет к увеличению стоимости страховки для местных водителей. В то же время в Уфе, Казани и Краснодаре коэффициенты снизились, что сделает ОСАГО более доступным для жителей этих городов. Отметим, что коэффициенты зависят от реальных рисков в разных регионах.

Но мотоциклистов ждут и другие изменения. Специально для них разработали новую шкалу возраста-стажа, а также ввели новый коэффициент, связанный с мощностью мототранспорта.

Потерпевшие смогут сами выбирать СТО для проведения ремонта

В правилах ОСАГО может появиться важное изменение: потерпевшие в ДТП смогут сами выбирать автосервис, где отремонтируют их автомобиль. Пока что соответствующий законопроект еще не был принят, однако его уже поддержали в ЦБ.

Это нововведение связано с тем, что партнерские СТО страховых компаний часто не могут выполнить ремонтные работы в установленный законом срок из-за дефицита автозапчастей. Они отказываются проводить ремонт, чтобы не платить неустойку. По этой причине доля натурального возмещения по ОСАГО достигла критически низкой отметки.

Если инициативу примут, это позволит пострадавшим автомобилистам самим выбирать автосервис, который сможет отремонтировать их машину. Страховая компания оплатит услуги СТО, однако все связанные с выбором сервиса риски будет нести сам клиент.

Сроки ремонта по ОСАГО могут увеличить до 45 дней

Еще одна инициатива для “возрождения” ремонта авто по страховке предполагает увеличение сроков для проведения восстановительных работ с 30 до 45 дней. Как и в случае с прошлым пунктом, пока что соответствующий законопроект еще не был принят. Однако он уже находится на рассмотрении в Госдуме.

Страховые компании жалуются, что привезти нужные запчасти и провести нужные работы в установленный срок не представляется возможным. Из-за санкций комплектующие для машин везут в Россию параллельным импортом — это сильно увеличивает сроки поставок. Увеличение допустимого срока для ремонта до 45 дней не решит проблему полностью, но все равно положительно скажется на доле ремонтных работ при возмещении.

Сейчас чиновники хотят прописать условия, когда сроки ремонта можно будут увеличивать до 45 дней. В законе планируют указать, что это изменение не должно касаться отечественных автомобилей. Также эту инициативу хотят сделать временной — после налаживания ситуации с поставками автозапчастей ее упразднят.

Запчасти дорожают — как это влияет на ОСАГО?

Автозапчасти в России продолжают дорожать. Основная причина этого — дефицит комплектующих, вызванный уходом многих автопроизводителей из России. Раньше запчасти поставлялись напрямую от компаний, а иногда и вовсе делались на местных заводах. Но теперь их приходится завозить через параллельный импорт. Компоненты ввозят в РФ не напрямую через официальных дистрибьюторов, а через третьи компании из других стран. Такой способ значительно увеличивает сроки доставки из-за логистических сложностей, так как цепочка поставок становится длиннее и сложнее. Многие маршруты доставки стали недоступны. Кроме того, каждая дополнительная перевозка и посредник увеличивают конечную стоимость запчастей. Это приводит к задержкам и дополнительным расходам на транспортировку, которые также отражаются на цене.

В результате автовладельцы вынуждены платить больше за ремонт и обслуживание своих автомобилей. Особенно сильно это ощущают владельцы иномарок. Теперь даже базовые детали могут стоить в разы дороже, а их поиск и доставка занимают месяцы.

Все это отражается и на ОСАГО. Страховые компании не успевают проводить ремонт автомобилей за отведенное время, поэтому они и просят увеличить сроки ремонта. Иначе одна только доставка параллельным импортом займет больше доступного по закону срока.

Также из-за роста цен на компоненты страховщики при расчете размера ущерба учитывают стоимость неоригинальных деталей. Это сильно сказывается на выплатах. Аналоги автозапчастей, как правило, значительно дешевле оригиналов. В итоге, в случае денежной выплаты, этой суммы часто оказывается недостаточно для проведения ремонта. Тем более выплату производят “минусуя” износ автомобиля, а это дополнительно снижает  сумму. В итоге денег зачастую не хватает на полноценный ремонт.

Но даже так средняя выплата по ОСАГО продолжает расти — она уже превышает 100 тыс. рублей. Такие высокие убытки вынуждают компании поднимать стоимость страхования. Однако у них пока выходит удерживать цены на одном уровне для добросовестных водителей за счет повышения тарифов для аварийных автомобилистов.

Что делать водителю, чтобы адаптироваться к изменениям?

Новые изменения требуют от водителей внимательнее относиться к вопросу страхования. Не игнорируйте закон и купите полис перед тем, как садиться за руль. Из-за нового штрафа езда без страховки стала совсем невыгодной, и это мы молчим о тех расходах, с которыми вы можете столкнуться после попадания в ДТП. А с учетом скорого начала проверок данных о страховании по камерам, нарушители больше не смогут скрывать отсутствие документа. Оформить автостраховку с максимальной выгодой вы можете с помощью нашего сервиса!

Вместе с этим есть и несколько приятных нововведений. Заполнить европротокол можно будет в мобильном приложении страховщика, а потом там же запросить выплату по ОСАГО.

Статья была полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Подпишитесь
Мы присылаем только полезную информацию не чаще 1 раза в неделю!
Подпишитесь на рассылку

И не упускайте важные новости по теме страхования в РФ

Мы против спама и заботимся о конфиденциальности.

Image Submit